Бабушкино поле (2013 — 2018)

Бабушка родилась в 1930 году. И в этом же году умерла — болела, задохнулась от кашля. Её родители проверили дыхание — ребёнок не дышал. Зажгли свечку и сели рядом. Через какое-то время она потянула воздух и задышала, сама. Из-за этой истории мне всегда казалось, что бабушка бессмертна. Разве по силам человеку умирать дважды?

Когда бабушке было 11 лет — её отец вернулся с советско-финской войны, успел соорудить сарай для коровы и ушёл на великую отечественную войну, где пропал без вести. Бабушка всегда говорила, что если бы не корова — войну они не пережили бы. В 15 лет ей дали мешок с учебниками, положили туда хлеба, показали в какую сторону идти и отправили «в город, учиться». Она часто рассказывала, как шла под солнцем Хакасии, как не у кого было узнать дорогу и попросить воды. Её образование составило 7 классов деревенской школы. Она приговаривала «босиком по коридорам пробежалась», подразумевая, что серьёзную учёбу они так и не начали. Зато даже после 80 лет она наизусть помнила теоремы и стихи, которые учила в школе. С учёбой так и не сложилось, после войны нужно было работать, бабушка вернулась домой и работала дояркой ещё 3 года. Затем уехала в Красноярск, где её выучили на швею и приняли работать в ателье. Бабушка шила мужские пальто. А потом прошла целая жизнь.

После 80 лет она стала плохо видеть, в результате болезни лишилась глаза, острота зрения второго была почти равна нулю. Что не означало для неё перестать быть самостоятельной и бросить свои дела. Даже шить, всю жизнь она шила. Теперь бабушка дожидалась меня, я заправляла швейную машинку и наблюдала как на ощупь, но уверенно, она зашивает простыни или сорочку.

Мы много общались, и наше общение было важной частью моей жизни. Я делала мало фотографий самой бабушки, чаще на кадрах оставалось то общее, что связывало нас в последние годы — её сад, дом, наши прогулки, мои перелёты. После ухода бабушки образовалось столько пустоты — пространства, где теперь всегда тишина, что моих воспоминаний не хватает, чтобы заполнить его. И кадры наших общих лет стали для меня не просто воспоминаниями, но продолжением нашего общения.

А ещё она часто вспоминала слова своей мамы «жизнь прожить — не поле перейти». Но в детстве я ещё не понимала смысл этой фразы и, слушая её, я представляла, как она идёт по своему полю, одна с мешком учебников, целый день под солнцем, без воды. И доходит. Она дошла, но мне не хочется покидать это поле, хочется разложить на нём всё, что я знаю о ней.

My grandma’s field (2013 — 2018)

Grandma was born in 1930. She died the same year — she was sick and choked on a cough. Parents examined her — the child wasn’t breathing. They lit a candle and sat nearby. After a while, she inhaled air through her nose and began to breathe on her own. I’ve always thought that grandma was immortal because of this story. Isn’t it too much for a person to die twice, is it?

When grandma was 11, her dad returned from the Winter War, he managed to build a cow shed and went to the Eastern Front of World War II, where he went missing in action. Grandma used to say that they wouldn’t have survived the war, if it weren’t for the cow. At the age of 15, she was given a bag of textbooks, put bread there, showed her which way to go and sent ‘to the city, to study’. She often told how she was trudging under the sun of Khakassia where no one was around to ask for directions or water. Her education consisted of 7 grades of the rural school. She kept saying, ‘I ran barefoot through the corridors’, meaning that they’ve never started serious studies. But even in her 80s, she remembered by heart the theorems and poems that she learned at school. She never continued her education, after the war everyone had to work, so grandma returned home and worked as a milkmaid for three years. Then she left for Krasnoyarsk, where she was learned as a seamstress and hired to work in a tailor shop. Grandma sewed men’s coats. And then a whole life has passed. 

In her 80s she started to lose her sight, she lost one eye as a result of the disease, the other eye got almost blind. It did not mean at all for her to stop being independent and quit her business. Even sewing, she never gave up sewing. Now my grandma was waiting for me, I set up the sewing machine and watched her groping, but confidently mending sheets or a shirt.

We talked a lot, and our communication was an important part of my life. I took a very few photos of my grandma, more often the photos showed the common things that connected us in recent years — her garden, house, our walks, my flights. After my grandmother passed away, a void formed — it is a space where now there is always silence, and my memories are not enough to fill it. For me, shots of our common years have become not just memories, but a continuation of our communication.

She often quoted her mother’s words, ‘Living life is not a field to cross’. Being a child, I didn’t understand the meaning of this phrase, so I imagined my grandma, walking across her field, alone with a bag of textbooks, all day under the sun, without water. She’s crossing a field. She has crossed it, but I don’t want to go away, I want to spread out everything that I know about her, on this field.